Армяне

Армя́не (арм. Հայեր) — народ, говорящий на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Является государствообразующим народом в Республике Армения и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике.

Этимология

Самоназвание армян «хай» (грабар Հայ), согласно наиболее распространенному в мировой науке предположению[, происходит от урартского названия области Хате или Хати, урартск. Ḫāti, позже известной как Мелитена, где проживали племена мушков, носителей протоармянского языка, автором теории был известный востоковед И. М. Дьяконов. В самой Армении больше распространена другая версия о связи между самознаванием армян и областью Хайаса, которая фигурирует в хеттских иероглифических текстах. Большинство учёных за пределами Армении считают, что нет никаких оснований связывать Хайасу с армянами, а переход хетт. Ḫajasa в грабар Հայ (hay) лингвистически невероятен, ибо хетт. Ḫa- должно было бы перейти в грабар Խա.

В начале 90х годов был изложен альтернативный вариант миграционой гипотезы, предложивший альтернативную этимологию этнонима, протоармянами этот вариант считает народ пеонийцевЭту точку зрения поддержали Гиндин, Л. А. и ТрубачевЦымбурский, анализируя аргументы этой теории, вначале считает её проблематичной. Позже в 2003 году Цымбурский излагает эти взгляды Гиндина уже без критики, однако по-прежнему не высказывается и «за». Самоназвание Армении грабар Հայք (hay-kʿ) данной теорией выводится из племенного названия предполагаемых армян-пеонийцев «Παίονες, Παιόπλαι, Παι̃τοι».

Исток реки Црна по-пеонийски Έρίγων (совр. Црна река «Черная река») -где в древности жили пеонийцы (современная западная Македония)

Название страны Арми́ния, в которой проживали армины, встречается впервые в Бехистунской надписи персидского царя Дария I, в 522 до н. э.. арам. ˊarmǝn-āiē, от которого произошли др.-перс. Armina- и др.-греч. ʾΑρμένιοι, восходит к хурритскому названию смежной с Мелитеной области хурр. Armi-, расположенной в верховьях Тигра. Это название Армении и информацию о быте армян этого же периода сообщает в IV веке до н. э. Ксенофонт.

Этногенез

По самой распространённой в научных кругах версии носители протоармянского языка, бриги (фригийцы или мушки), мигрировали в XIII—IX веках до н. э. с Балкан на Армянское нагорье и осели в области, позже известной как Мелитена. Протоармянское население, находившееся в меньшинстве, этнически растворилось в населявших Армянское нагорье урартах, хурритах, лувийцах, сохранив, однако основу своего языка, лишь восприняв крупный пласт заимствований из других языков. На базе этнического растворения малочисленных индоевропейцев, носителей протоармянского языка, в массиве урартов, хурритов, а также их слиянии с местным индоевропейским населением-лувийцами, но с сохранением армянского языка, и сформировался современный армянский народ. Начало этногенеза современных армян можно отнести к концу II тысячелетия до н. э., когда осевшие мушки начали тесно непосредственно контактировать с лувийцами и хурритами, а завершение — к IV—II вв. до н. э., когда процесс слияния этих народностей в армянский народ завершился.

Внутри Армении больше распространена альтернативная теория о том, что армяне ещё ранее жили в области Хайаса. Эта страна в хеттских (XVII—XVI вв. до н. э.) надписях называлась Арматана, а позднее (XIV—XIII вв. до н. э.) Хайаса.Эта теория критикуется большинством учёных в связи с тем, что она научно мало обоснована и вероятно политически мотивирована.

С точки зрения теории Гиндина, Трубачева, отчасти рассматриваемой Цымбурским предками армян является палеобалканский народ Пеонийцев.

Антропология Армянского народа

Антропологически армяне относятся к переднеазиатскому типу южной ветви большой европеоидной расы.

Численность и расселение

По одним источникам численность армян в мире составляет примерно 10 миллионов человек, из которых лишь одна треть проживает в Республике Армения (более 3 млн чел., составляя там до 98 % населения). По другим источникам в мире проживает около 6,5 миллионов армян. Крупные армянские диаспоры существуют в России (около 1,5 млн чел.), Франции (около 0,8 млн чел.), Иране (до 0,5 млн чел.), США (от 0,3 до 1 млн чел.), в Грузии (250 тыс. чел., составляя там 5,7 % населения в 2002 г.), на Украине (100 тыс.), в Польше (около 100 тыс. по происхождению), в странах Ближнего Востока (до 0,5 млн.), Канаде (до 100 тыс.), Аргентине (от 130 до 180 тыс.), Бразилии, Австралии. Значительное количество армян проживает также в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике (137 тыс. чел. составляя там до 99 % населения). Часть армян, в основном ассимилированная и исламизированная (см. хемшилы), проживает в Турции, в большей части в Стамбуле, а также в исторической Западной Армении на востоке этой страны, откуда большая часть армян была изгнана или истреблена (до 1 — 2  млн чел. убитых) Османской империей в ходе геноцида в 1915 году.

Дэвид Лэнг в своей книге «Armenia: Cradle of Civilization» («Армения: Колыбель цивилизации») отмечает: «вклад армян в цивилизацию несоизмеримо велик по сравнению с их численностью».

При подсчете численности армян в диаспоре (по-армянски Спюрк) используются различные методологии, принятые в различных странах. На цифры, указывающие количество армяне, накладывает отпечаток стремления ряда стран преувеличить численность титульной нации в стране или преуменьшая численность национальных меньшинств и недопущения во властные структуры и иные действия или обязательства, вытекающие из этого. Во многих странах интервал между минимальной оценкой и максимальной оценкой колеблется в разы, что ставит под сомнения наличия какого-либо подсчета или учета этнической принадлежности граждан страны. Во многих странах мира учет ведется лишь в первом поколении иммигрантов, впоследствии в следующем поколении полностью исключая их из этнической группы. По оценкам ряда демографов, оценки, приводимые официальной статистикой, политизированы и в корне не соответствуют действительности. Армянская диаспора в совокупности лиц, «официально признанных армянами», «не скрывающими свои армянские корни», «не афиширующие свое происхождение» и «вынужденно скрывающие армянское происхождения» может достигать отметок, в несколько раз превосходящее аффилированное число армян в диаспоре. Для консолидации различных групп армян, проживающих в других странах мира, 1 октября 2008 года в правительственном аппарате Республики Армения создано Министерство по делам Диаспоры.

Язык

Армянский язык относится к индоевропейской языковой семье, среди которых обычно выделяется в отдельную группу[58][59] и является одним из древнеписьменных. В 405—406 гг. Месроп Маштоц создал армянский алфавит (см. История создания армянского алфавита), который используется и по сей день. Научное изучение армянского языка берет начало с V века. На сегодняшний день существует два основных литературных варианта полицентрического армянского языка: западный (в основном используется в Спюрке(диаспоре)) и восточный, ныне это официальный язык Республики Армения, ведутся дебаты о признании западного варианта наряду с восточным — официальным языком.

Большинство армян билингвы и кроме армянского знают также язык страны своего проживания. Кроме армянского среди армян наиболее распространены русский, английский, французский, арабский, испанский и грузинский языки. Иногда человек не знающий армянского языка (из-за отсутствия образования на армянском языке в стране проживания) может считать себя армянином из-за происхождения.

История

Завершение формирования армянского народа относится к IV—II вв. до н. э. Уже к I веку до н. э. армянский язык по свидетельству Страбона являлся языком подавляющего большинства населения Армянского нагорья. В 80-е — 70-е гг. до н. э. Великая Армения — сильнейшее государство Передней Азии во время правления Тиграна II.

Начиная с VI века н.э армяне начали занимать лидирующие позиции при дворе Византийской Империи. Первым хорошо известным византийским армянином был полководец Нарсес. Начав службу как влиятельный придворный и любимец Юстиниана I, он возглавил войска в войне с готами, сумев уничтожить их царство. Первым же армянином сумевшим взойти на византийский престол был Ираклий I, сумевший отвоевать у персов часть потерянных ранее владений на востоке. а потом — остановивший арабское нашествие путем страшных потерь. Армянское происхождение имели так же и другие великие императоры, такие как Василий I Македонянин, сделавший армянский вторым официальным языком империи, Никифор II Фока, Иоанн Цимисхий и другие. Греко-армянами были Василий II Болгаробойца, крестивший Русь, и Алексей I Комнин созвавший первый Крестовый поход.

Начиная с XI—XIII веков армянский этнос начинает замещаться на Армянском нагорье пришлыми тюркскими племенами. Этот процесс затянулся на много веков. В эти времена образуется армянская диаспора.

В XIX веке Восточная Армения входит в состав Российской империи, армяне играют значительную роль в политике и культуре России, а затем и СССР.

Первая мировая война стала самым трагичным этапом в истории армян. В течение 1915—1918 гг. и последующих послевоенных лет властями Турции в Малой Азии, на Армянском нагорье и в Закавказье проводилась политика убийства местного армянского населения. Подавляющим большинством авторитетных историков эти события оцениваются как геноцид.

Культура

В IX—VI вв. до н. э. на территории Армянcкого нагорья развивалась высокая цивилизация государства Урарту. Полиэтническое население Урарту — хуррито-урартские, протоармянские племена, оставили богатое культурное наследие, продолжением которого является культура армянского народа. Ограниченное влияние Урарту на Армению было, как непосредственным, так и косвенным посредством Империи Ахеменидов. Культурное влияние особенно заметно исследователям среди армянской знати, которая использовала урартские предметы искусства, ювелирные изделия и одежду.

В эллинистический период армянская архитектура восприняла многие греческие традиции. С начала IV века н. э. развивалась христианская архитектура. Одной из достопримечательностей средневековой армянской скульптуры является обилие хачкаров — каменных крестов. Предшественниками хачкаров считают вишапы — каменные стелы, которые устанавливались в античные времена.

Древнейшие сохранившиеся образцы армянской миниатюрной живописи относятся к VI—VII векам. Во второй половине XIII века достигла расцвета киликийская школа живописи, крупнейшим мастером которой был Торос Рослин. Национальная станковая живопись зародилась в XVII—XVIII веках в том числе благодаря семейству Овнатанян. На рубеже XIX—XX веков творили художники Вардгес Суренянц, Геворг Башинджагян, Егише Тадевосян и др. В России в XIX веке творил один из крупнейших в мире маринистов Иван Айвазовский. В советский период стал известным Мартирос Сарьян (автор герба Армянской ССР), а в США Аршиль Горки.

Армянская оригинальная литература развивалось с 406 г., когда ученый и священник Месроп Маштоц создал армянский алфавит. В V веке берёт начало и армянская историография. Наиболее известный средневековый армянский историк — Мовсес Хоренаци, который считается «отцом армянской истории». В VII—X веках сложился эпос «Давид Сасунский», повествующий о борьбе богатырей из Сасуна против арабских захватчиков. В конце XII века Мхитар Гош составил судебник — сборник феодального права Армении. Первая печатная книга на армянском языке — «Урбатагирк» (1512 г.), периодическое издание — журнал «Аздарар» (1794 г.). В первой половине XIX века Хачатур Абовян стал основоположником новоармянской литературы. В США получил мировую известность американский писатель армянского происхождения Уильям Сароян.

Античная армянская музыка, или творчество гусанов, зародилась еще до н. э. В V веке формируется армянская духовная музыка. Уже в VIII—IX веках были изобретены армянские невмы — хазы. Традиционные музыкальные инструменты — дудук, дхол, зурна, канон и др. С XVI века развивается искусство армянских ашугов. В 1868 году Тигран Чухаджян написал первую армянскую оперу «Аршак II», которая также стала первой оперой всего Востока. В конце XIX-начале XX веков творили армянские композиторы Комитас и Спендиаров. В советский период прославились Арам Хачатурян, Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, Давид Тухманов и Дживан Гаспарян. Мировую известность обрёл французский певец армянского происхождения Шарль Азнавур.

Древнеармянский театр был основан Тиграном II в 69 до н. э. в столице Великой Армении Тигранакерте. По свидетельству Плутарха армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате — второй столице Армении (I век н. э.). Современный армянский театр был основан в середине XIX века. Новоармянский профессиональный театр основан О. Гаспаряном в 1846 г. и А. Вардовяном в 1860-е гг.. В Ереване в 1921 году был открыт Театр им. Сундукяна — крупнейший в Армении драматический театр. В 1933 году был открыт Ереванский театр оперы и балета.

В список всемирного наследия внесены пять историко-культурных объектов на территории Армении. После обретения Арменией независимости появилась возможность возрождения армянских традиций. Армяне диаспоры интегрированы в культуры местных народов.

«Армянский народ — это один из древнейших народов мира, внесших огромный вклад в мировую цивилизацию»

— М. Дудин

Религия

В 301 году государство Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии Армянского царства, ещё до того, как оно было уравнено в правах с язычеством императором Константином Великим в Римской империи.

Большинство верующих — христиане, относящиеся к Армянской Апостольской Церкви. Есть также армяне-католики и армяне-евангелики. Широко распространено среди армян и псевдопротестантское сектантство. В России значительная часть верующих армян — прихожане РПЦ, в силу недостаточного количества армянских приходов, при этом принявших греко-православие, по догматико-каноническим причинам единицы.Исламизированные армяне Турции часто считаются самостоятельным этносом — хемшилами, большинство из них исповедует суннизм ханафитского толка. Есть армяне-атеисты.

 

Использованы материалы Википедии

 

Leave a Comment

You must be logged in to post a comment.

Внимание!

В настоящий момент идет наполнение архива медиаматериалов на этническую тематику. Если вы являетесь обладателем интересной информации, то можете внести свой вклад в национальную медиатеку.

Сотрудничество

Обращаемся к этническим общинам, государственным и общественным структурам с предложением о сотрудничестве в реализации проекта. Ответим в любое время по телефону:
+7 (495) 796-85-69