Мари́йцы (мар. марий, мары, маре, мӓрӹ; ранее: рус. черемисы, тюрк. чирмыш) — финно-угорский народ в России, в основном в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 604 тысячи человек (2002). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.
Древняя территория марийцев была очень широкой (см. статью Марийский край), в настоящее время основной территорией проживания является междуречья Волги и Ветлуги.
Выделяют три группы марийцев: горные (они живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), луговые (они составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье), восточные (они сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обощённое лугово-восточные марийцы. Говорят на марийском (лугово-восточном марийском) и горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Среди многих марийцев, особенно проживающих в Татарстане и Башкирии, распространен татарский язык. Большинство марийцев исповедуют православие, однако сохраняются и некоторые пережитки язычества, которые в сочетании с идеями монотеизма образуют своеобразную марийскую традиционную религию.
Этногенез
В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III вв. до н. э.), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и отчасти марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия.
Область формирования марийских племен — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьицев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племен (предков мордвы).
Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до р. Вятки и в южном до р. Казанки.
История
Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии 1593 г.
Первое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка Иордана. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне татар. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября 1920 был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря 1936 — АССР.
Присоединение к Московскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трех восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—1557, 1571—1574 и 1581—1585 гг.
Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы, и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы.
Этногруппы
- Горные марийцы (горно-марийский язык)
- Лесные марийцы
- Лугово-восточные марийцы (лугово-восточный марийский (марийский) язык)
- Луговые марийцы
- Восточные марийцы
- Прибельские марийцы
- Уральские марийцы
- Кунгурские, или сылвенские, марийцы
- Верхнеуфимские, или красноуфимские, марийцы
- Северо-западные марийцы
- Костромские марийцы
Расселение
Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (324,4 тыс. чел.). Значительная часть проживает на марийских территориях Кировской, Нижегородской и Костромской областей. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (105 тыс. чел.). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (19,5 тыс. человек), Удмуртии (9,5 тыс. человек), Свердловской (28 тыс. человек) и Пермской (5,4 тыс. человек) областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.).
Антропологический тип
Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо́льшей долей монголоидного компонента.
Язык
Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.
В России по данным Всероссийской переписи населения 2002 марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 451 033 человек (92,5 %) и горно-марийским — 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским — 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие.[12][13] Среди 312 178 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 245 151 человек (93,2 %) и горно-марийским — 17 825 человек (6,8 %); русским — 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.).
Традиционная одежда
Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (ÿштö).
Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма).
У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка.
Религия
До обращения в православие у марицев существовала собственная языческая традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в духовной культуре и в настоящее время. Незначительная часть марийцев исповедует ислам. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».
В XIX веке язычество у марийцев подвергалось гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык, однако, что интересно, уничтожения Чумбылатова камня не возымело должного действия на нравы, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству.
Имена
Испокон веков марийцы имели национальные имена. При взаимодействии с булгаро-татарами к марийцам проникли тюркско-арабские имена, с принятием христианства — христианские. В настоящее время больше используются христианские имена, также набирает популярность возврат к национальным именам.
Свадебные традиции
Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плетка «Сÿан лупш», которая является символом оберега, защищающий дорогу, по которым предстоит пройти молодым.
Марийцы Башкортостана
Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002) [19][20], треть марийцев Башкортостана проживает в городах.
Переселение марийцев на Урал происходило в 15-19 веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные языческие верования.
Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий Ушем».
Известные марийцы
- Быков, Вячеслав Аркадьевич — хоккеист, тренер сборной России по хоккею
- Васильев, Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор
- Ким Васин — писатель
- Григорьев, Александр Владимирович — художник
- Ефимов, Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер
- Ефремов, Тихон Ефремович — просветитель
- Ефруш, Георгий Захарович — писатель
- Иванов, Михаил Максимович — поэт
- Игнатьев, Никон Васильевич — писатель
- Искандаров, Алексей Искандарович — композитор, хормейстер
- Йыван Кырла — поэт, киноактёр
- Казаков, Миклай — поэт
- Владислав Максимович Зотин — 1-й Президент Марий Эл
- Вячеслав Александрович Кислицын — 2-й Президент Марий Эл
- Колумб, Валентин Христофорович — поэт
- Конаков, Александр Фёдорович — драматург
- Лекайн, Никандр Сергеевич — писатель
- Луппов, Анатолий Борисович — композитор
- Макарова, Нина Владимировна — советский композитор
- Микай, Михаил Степанович — поэт и баснописец
- Молотов, Иван Н. — композитор
- Мосолов, Василий Петрович — агроном, академик
- Мухин, Николай Семёнович — поэт, переводчик
- Сергей Николаевич Николаев — драматург
- Олык Ипай — поэт
- Орай, Дмитрий Фёдорович — писатель
- Палантай, Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог
- Прохоров, Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
- Пет Першут — поэт
- Сави, Владимир Алексеевич — писатель
- Сапаев, Эрик Никитич — композитор
- Смирнов, Иван Николаевич (историк) — историк, этнограф
- Тактаров, Олег Николаевич[21] — актёр, спортсмен
- Тойдемар, Павел С. — музыкант
- Тыныш Осып — драматург
- Шабдар Осып — писатель
- Шадт Булат — поэт, прозаик, драматург
- Шкетан, Яков Павлович — писатель
- Чавайн, Сергей Григорьевич — поэт и драматург
- Черемисинова, Анастасия Сергеевна — поэтесса
- Элексейн, Яков Алексеевич — прозаик
- Элмар, Василий Сергеевич — поэт
- Эшкинин, Андрей Карпович — писатель
- Эшпай, Андрей Андреевич — кинорежиссёр, сценарист, продюсер
- Эшпай, Андрей Яковлевич — советский композитор
- Эшпай, Яков Андреевич — этнограф и композитор
- Юзыкайн, Александр Михайлович — писатель
- Юксерн, Василий Степанович — писатель
- Ялкайн, Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф
- Ямбердов, Иван Михайлович — художник
Использованы материалы Википедии