Кабардинцы

Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ, къэбэрдей) — кавказский народ, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.

В Кабардино-Балкарской республике составляют 55,3 % населения.

Численность и расселение

Общая численность в России — 520 тыс. человек (2002), из них в Кабардино-Балкарии — 499 тыс., что составляет 55,3 % населения республики. В настоящее время это самый многочисленный черкесский (адыгский) народ России.

Живут также в Турции, Сирии, Иордании, в странах Европы, Африки и Америки, где являются потомками мухаджиров, покинувших Кавказ в ходе Русско-Кавказской войны 1763—1864 гг.

Язык

Говорят на кабардино-черкесском языке, относящемся к абхазо-адыгской группе кавказских языков. С 1936 года для письма используется кириллица. Подавляющее большинство кабардинцев (96,8 %) говорит также по-русски.

Происхождение

Кабардинцы имеют общее с другими черкесскими (адыгскими) этносами происхождение, восходящее к раннебронзовым археологическим культурам Северного Кавказа — Майкопской, Северокавказской, Прикубанской. Предки кабардинцев, как и др. адыгских народов, населяли черноморское побережье Кавказа, и степное Приазовье. Некоторые локальные группы кабардинцев фиксируются средневековыми источниками в Крыму, Северном Приазовье и на нижней Волге. Под именем касогов известны восточным и русским источникам с IX в. В XIII веке оказали ожесточенное сопротивление монголо-татарскому нашествию. С этого же времени за ними как и за всеми адыгами прочно закрепился экзоэтноним «черкесы». В XIII-XV вв. наблюдалось движение в Центральное Предкавказье, завершившееся образованием кабардинского феодального княжества. В 1557 г. кабардинцы добровольно вошли в состав России. Кабардинцы, страдавшие от опустошительных набегов крымско-татарских феодалов, стали искать сближения с Россией. В сближении Кабарды и России большую роль сыграл князь Темрюк Идаров. Он понял, что устранить угрозу порабощения своего народа можно только с помошью военной силы России при условии присоедининения Кабарды к Русскому государству. В 1552 году в Москву прибыли первые представители кабардинцев и заявили царю Ивану Грозному о желании своего народа войти в подданство Русского государства, а в 1557 году почти все владетельные князья приняли русское подданство. Иван Грозный в 1561 г. женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова — Мариан (Марии) Темрюковне. Темрюк, опираясь теперь на своего могущественного зятя, усилил власть не только по отношению к кабардинскому народу, но и к соседним горским народам: ингушам, осетинам и другим. В период феодальной раздробленности XVI-XVIII вв. Кабарда сегментировалась на ряд феодальных уделов, получивших в русских источниках название Большая Кабарда и Малая Кабарда.

Традиционные занятия

Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Так же кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские — кузнечное, оружейное, ювелирное, женские — сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Традиционная одежда

Кабардинский мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.

Кабардинская женская одежда включала в себя шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Традиционная пища

Традиционная пища кабардинцев — варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя — махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.

Семья

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью.

Традиции

У кабардинцев всегда высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Большое внимание уделялось «адыгэ хабзэ» — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета.

 

 

Использованы материалы Википедии

Leave a Comment

You must be logged in to post a comment.

Внимание!

В настоящий момент идет наполнение архива медиаматериалов на этническую тематику. Если вы являетесь обладателем интересной информации, то можете внести свой вклад в национальную медиатеку.

Сотрудничество

Обращаемся к этническим общинам, государственным и общественным структурам с предложением о сотрудничестве в реализации проекта. Ответим в любое время по телефону:
+7 (495) 796-85-69