Марийцы

Мари́йцы (мар. марий, мары, маре, мӓрӹ; ранее: рус. черемисы, тюрк. чирмыш)  — финно-угорский народ в России, в основном в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 604 тысячи человек (2002). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.

Древняя территория марийцев была очень широкой (см. статью Марийский край), в настоящее время основной территорией проживания является междуречья Волги и Ветлуги.

Выделяют три группы марийцев: горные (они живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), луговые (они составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье), восточные (они сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обощённое лугово-восточные марийцы. Говорят на марийском (лугово-восточном марийском) и горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Среди многих марийцев, особенно проживающих в Татарстане и Башкирии, распространен татарский язык. Большинство марийцев исповедуют православие, однако сохраняются и некоторые пережитки язычества, которые в сочетании с идеями монотеизма образуют своеобразную марийскую традиционную религию.

Этногенез

В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III вв. до н. э.), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и отчасти марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия.

Область формирования марийских племен — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьицев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племен (предков мордвы).

Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до р. Вятки и в южном до р. Казанки.

История

Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии 1593 г.

Первое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка Иордана. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне татар. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября 1920 был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря 1936 — АССР.

Присоединение к Московскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трех восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—1557, 1571—1574 и 1581—1585 гг.

Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы, и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы.

Этногруппы

  • Горные марийцы (горно-марийский язык)
    • Лесные марийцы
  • Лугово-восточные марийцы (лугово-восточный марийский (марийский) язык)
    • Луговые марийцы
    • Восточные марийцы
      • Прибельские марийцы
      • Уральские марийцы
        • Кунгурские, или сылвенские, марийцы
        • Верхнеуфимские, или красноуфимские, марийцы
    • Северо-западные марийцы
      • Костромские марийцы

Расселение

Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (324,4 тыс. чел.). Значительная часть проживает на марийских территориях Кировской, Нижегородской и Костромской областей. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (105 тыс. чел.). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (19,5 тыс. человек), Удмуртии (9,5 тыс. человек), Свердловской (28 тыс. человек) и Пермской (5,4 тыс. человек) областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.).

Антропологический тип

Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо́льшей долей монголоидного компонента.

Язык

Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.

В России по данным Всероссийской переписи населения 2002 марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 451 033 человек (92,5 %) и горно-марийским — 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским — 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие.[12][13] Среди 312 178 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 245 151 человек (93,2 %) и горно-марийским — 17 825 человек (6,8 %); русским — 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.).

Традиционная одежда

Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (ÿштö).

Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма).

У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка.

Религия

До обращения в православие у марицев существовала собственная языческая традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в духовной культуре и в настоящее время. Незначительная часть марийцев исповедует ислам. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».

В XIX веке язычество у марийцев подвергалось гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык, однако, что интересно, уничтожения Чумбылатова камня не возымело должного действия на нравы, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству.

Имена

Испокон веков марийцы имели национальные имена. При взаимодействии с булгаро-татарами к марийцам проникли тюркско-арабские имена, с принятием христианства — христианские. В настоящее время больше используются христианские имена, также набирает популярность возврат к национальным именам.

Свадебные традиции

Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плетка «Сÿан лупш», которая является символом оберега, защищающий дорогу, по которым предстоит пройти молодым.

Марийцы Башкортостана

Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002) [19][20], треть марийцев Башкортостана проживает в городах.

Переселение марийцев на Урал происходило в 15-19 веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные языческие верования.

Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий Ушем».

Известные марийцы

  • Быков, Вячеслав Аркадьевич — хоккеист, тренер сборной России по хоккею
  • Васильев, Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор
  • Ким Васин — писатель
  • Григорьев, Александр Владимирович — художник
  • Ефимов, Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер
  • Ефремов, Тихон Ефремович — просветитель
  • Ефруш, Георгий Захарович — писатель
  • Иванов, Михаил Максимович — поэт
  • Игнатьев, Никон Васильевич — писатель
  • Искандаров, Алексей Искандарович — композитор, хормейстер
  • Йыван Кырла — поэт, киноактёр
  • Казаков, Миклай — поэт
  • Владислав Максимович Зотин — 1-й Президент Марий Эл
  • Вячеслав Александрович Кислицын — 2-й Президент Марий Эл
  • Колумб, Валентин Христофорович — поэт
  • Конаков, Александр Фёдорович — драматург
  • Лекайн, Никандр Сергеевич — писатель
  • Луппов, Анатолий Борисович — композитор
  • Макарова, Нина Владимировна — советский композитор
  • Микай, Михаил Степанович — поэт и баснописец
  • Молотов, Иван Н. — композитор
  • Мосолов, Василий Петрович — агроном, академик
  • Мухин, Николай Семёнович — поэт, переводчик
  • Сергей Николаевич Николаев — драматург
  • Олык Ипай — поэт
  • Орай, Дмитрий Фёдорович — писатель
  • Палантай, Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог
  • Прохоров, Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
  • Пет Першут — поэт
  • Сави, Владимир Алексеевич — писатель
  • Сапаев, Эрик Никитич — композитор
  • Смирнов, Иван Николаевич (историк) — историк, этнограф
  • Тактаров, Олег Николаевич[21] — актёр, спортсмен
  • Тойдемар, Павел С. — музыкант
  • Тыныш Осып — драматург
  • Шабдар Осып — писатель
  • Шадт Булат — поэт, прозаик, драматург
  • Шкетан, Яков Павлович — писатель
  • Чавайн, Сергей Григорьевич — поэт и драматург
  • Черемисинова, Анастасия Сергеевна — поэтесса
  • Элексейн, Яков Алексеевич — прозаик
  • Элмар, Василий Сергеевич — поэт
  • Эшкинин, Андрей Карпович — писатель
  • Эшпай, Андрей Андреевич — кинорежиссёр, сценарист, продюсер
  • Эшпай, Андрей Яковлевич — советский композитор
  • Эшпай, Яков Андреевич — этнограф и композитор
  • Юзыкайн, Александр Михайлович — писатель
  • Юксерн, Василий Степанович — писатель
  • Ялкайн, Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф
  • Ямбердов, Иван Михайлович — художник

Использованы материалы Википедии

 

Leave a Comment

You must be logged in to post a comment.

Внимание!

В настоящий момент идет наполнение архива медиаматериалов на этническую тематику. Если вы являетесь обладателем интересной информации, то можете внести свой вклад в национальную медиатеку.

Сотрудничество

Обращаемся к этническим общинам, государственным и общественным структурам с предложением о сотрудничестве в реализации проекта. Ответим в любое время по телефону:
+7 (495) 796-85-69